Monday, February 06, 2012

Мары - «душа царей»

Гундогдиев, Овез
Turkmenistan Altyn Asyr
Овез ГУНДОГДЫЕВ, Институт археологии и этнографии АН Туркменистана, профессор
Великая цивилизация Мургабского оазиса сыграла огромнейшую роль не только в судьбе туркмен, но и всех народов Востока. Мары являлся крупнейшим городским центром, подобным таким мегаполисам, как Вавилон и Афины, Мохенджо-Даро и Тенохчитлан. Но если эти города были центрами цивилизации лишь одной эпохи, то Мары блистал на протяжении двух эпох - античности и средневековья.
Земли величественного Мургаба признаны пятым мировым центром. Столицей этой древней культуры являлось городище Гонур-депе, которое получило свое условное название от холма Гонур - центра крупной страны эпохи бронзы.



Воды Мургаба за многие сотни лет изменяли свое русло, и люди вынуждены были забрасывать старые поселения и устраивать у реки новые города.

Так, в VII в. до н.э. возник город, памятники которого высятся недалеко от Байрамали. Этот город историки называют «Древний Мерв», в отличие от городов бронзового века, именуемых «страной Маргуш».

В разные времена разные народы называли Мары по-своему, награждая его при этом всевозможными эпитетами. Впервые Мары упоминается в священной книге зороастрийцев Авесте (II тыс. до н.э.) в форме «Моуру». Клинописные тексты на Бехистунской скале (IV в. до н.э.) именуют его «Маргуш». Греческие источники называли античный город «Маргианой», а средневековые восточные авторы в эпоху его наивысшего расцвета любовно именовали «Мару аш-Шахиджан», что означает «Мары - душа царей», или «Мару Шахуджахан» («Мары - местопребывание царя мира») и «Мединат Хорасан» («Столица Хорасана»). В разных источниках Мары уподоблялся «прекрасному райскому саду», «городу, на который опирается мир», назывался «матерью всех городов хорасанских».


Древний Мерв - это группа городищ (Эрк-кала, Гяур-кала, Солтан-кала, Абдуллахан-кала, Байрамалихан-кала), которые возникали и угасали, а население переселялось на рядом расположенные территории.

В начале VI в. до н.э. Мары входил в состав госудаpства Ахеменидов, а в IV в. - в состав империи Александра Македонского, которая вскоре распалась, а Мары вошел в состав империи Селевкидов. Во времена правления Антиоха Сотера Селевкида (280-261 гг. до н.э.) город был обнесен стеной, длина которой превышает 230 км! Аналогов такому сооружению в мире еще не было. В III в. до н.э. - III в. н.э. Мары находился в составе Парфянской империи. В средние века город при халифе ал-Мамуне фактически стал играть роль столицы Арабского халифата, но своего наивысшего расцвета он достиг во время существования Великой Туркмено-Сельджукской империи, особенно когда Мары стал при султане Санджаре столицей этого госудаpства. Именно средневековые архитектурные памятники, такие, как Большая и Малая Кыз-кала (VI в.), мавзолеи Мухаммеда ибн Зейда (XII в.), Худайназара-овлия (XII в.), Кыз-биби (XI в.), гробницы «асхабов» (XII в.), мечеть Ходжа Юсупа Хамадани (XVI в.) и другие, придают особый колорит Древнему Мерву.

Но, конечно же, подлинной жемчужиной Востока является мавзолей султана Санджара - шедевр северо-хорасанской архитектурной школы. Система кирпичного купола двойной оболочки (архитектор из Серахса Мухаммед ибн Атсыз) лишь через три столетия была повторена в перекрытии купола Санта Марии дель Фьоре во Флоренции мастером эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески.

Мары являлся крупнейшим центром науки, искусства, ремесла и торговли. Находясь на перекрестке Великого Шелкового пути, Мары был не только родиной зороастрийцев, но и стал пристанищем общин манихеев, буддистов, иудеев, христиан. В V в. город был мировым центром христиан-несториан (в Мары вскрыта их церковь Хароба-кёшк), а также буддистов Центральной Азии. Именно мервские буддисты организовали перевод важнейших сочинений с санскрита на китайский язык, а обнаруженные в буддийском храме Мерва в 1965 г. рукописи на брахми и санскрите являются древнейшими в мире.

Средневековый Мары стал средоточием огромного количества ученых. Здесь сложились уникальные школы врачей (Ибн Маса, Сахл Раббан), математиков и астрономов (в частности, Хабаш-вычислитель первым в мире внес в тригонометрию понятия тангенса и котангенса), философов, географов, физиков (например, ал-Хазини первым в мире стал заниматься исследованием физических свойств воздуха, сконструировал ареометр), историков (так, у Абу Сада ас-Самани только по истории Мары имелось свыше 20 трудов) и т.д.

группа городищ
В городе сложилась целая школа поэтов, известных под именами «Мервези». Накануне монгольского нашествия в Мары размещалось 10 крупнейших книгохранилищ. Арабский географ X в. Йакут писал: «Во всем мире я не видел подобных им по количеству и превосходству их».

Древний Мерв являлся большим индустриальным центром. Здесь производились оружие и доспехи из стали, прекрасные гончарные, стеклянные, ювелирные изделия. В городе работали скульпторы, архитекторы, художники по металлу, дереву, камню. Отсюда вывозились в страны Востока и Запада изысканные шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные ткани. В шелковых мервских одеждах «мульхам» и «казин» щеголяли багдадские халифы.

Высокого совершенства достигла ирригационная система Древнего Мерва, которая находилась под опекой госудаpства. Ее обслуживало свыше десяти тысяч человек (!), среди которых было даже 400 водолазов. На арабов эта оросительная система произвела такое впечатление, что по имени Мургаба был назван один из каналов VIII в. в Багдаде.

Когда мы говорим о Древнем Мерве, то перед нами вырастают, словно наяву, дворцы и мечети, храмы и замки, медресе и библиотеки, крепости и мавзолеи. Это восстает из пепла уникальная и величественная культура древних предков туркмен.
Овез ГУНДОГДЫЕВ,
Институт археологии и этнографии АН Туркменистана,
профессор